Соловецкая школа юнг

17 июня в музей приходили дети из школьного лагеря. Май и июнь — время, когда особенно часто мы вспоминаем события, связанные с Великой Отечественной войной. В этот раз мы решили рассказать ребятам о Соловецкой школе юнг, которая была создана 25 мая 1942 года.

Юнга – подросток на судне. Готовящийся стать моряком, младший матрос, вместе с опытными матросами преодолевающий все тяготы походной жизни. В самые тяжелые дни Второй мировой войны в 1942 – 1944 годах школа юнг ежегодно давала советскому флоту больше тысячи специалистов: радистов, мотористов, электриков, боцманов. Ни один из них не был старше 17 лет, а многие и того младше.

Первый период Великой Отечественной войны сопровождался огромными потерями личного состава советской армии, проблема нехватки кадров обострялась всё больше. Моряки должны были участвовать в боевых действиях и их должен был кто-то заменить на корабле.

В годы войны тысячи ребят штурмовали военкоматы, а школа юнг — была единственным шансом попасть на фронт в возрасте до 18 лет. Какой мальчишка предвоенной поры после просмотра фильмов «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», «Семеро смелых» не мечтал о море и не смотрел зачарованно на матросский клеш и ленточки бескозырки? Сколько отчаянных юнцов стремились попасть на фронт в начале Великой Отечественной войны, чтобы помочь в разгроме гитлеровской Германии своим отцам и старшим братьям! И ради этой возможности мальчишки не останавливались ни перед чем: ни перед долгой дорогой, ни перед откровенной подделкой документов. Патриотический порыв и стремление отомстить захватчикам — вот что двигало ребятами.

Юнгами могли стать подростки 14-17 лет исключительно на добровольных условиях, с образованием 6-8 классов, сдавшие ряд экзаменов и получившие рекомендации комсомольских организаций. Некоторые юноши, приписав себе возраст, попали в Школу в 12-летнем возрасте. Многие приходили следуя примеру отцов и старших братьев, или потому, что голодали – думали, что там будут хорошо кормить. Чем кормили учащихся — можно узнать со слов бывшего выпускника этой школы, посмотрев документальный фильм «Соловецкая школа юнг».

За годы войны Соловецкая школа юнг выпустила 4111 флотских специалистов. Больше всего среди них было радистов и мотористов торпедных катеров. Из четырех с лишним тысяч соловецких юнг, которые сражались на Северном, Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах, на кораблях Амурской, Дунайской, Каспийской, Днепровской и Волжской флотилий, погиб каждый четвертый.

Несмотря на короткий срок своего существования, Соловецкая школа юнг оставила заметный след и в послевоенной истории страны. Три выпускника школы уже в мирное время заслужили звания Героев Советского Союза (адмирал Вадим Коробов, контр-адмирал Юрий Падорин и капитан 2 ранга Николай Усенко), четверо бывших юнг стали Героями Социалистического труда, многие прославились как певцы, писатели, артисты и режиссеры. Широко известны фамилии мастеров отечественной культуры: писателей В. Г. Гузанова, В. И. Зыслина, В. С. Пикуля; Народного артиста СССР Б. Т. Штоколова; а также имена многих художников и ученых, что свидетельствует о высоком качестве советской системы образования.

Есть и среди наших земляков отважные моряки-подводники. В селе Квасьево (Касимовский район) жил Дмитрий Самарин. Дмитрий родился в 1945 году, воспитывался матерью. Служил на военно-морском флоте России. Был командиром отделения электриков подводной лодке А-615 модели 258.

25 сентября 1965 года подводная лодка погрузилась на дно в районе острова Осмуссаар (Эстония). В 7 часов утра во время всплытия в одном из отсеков произошел сильный взрыв и начался пожар. Часть пожара потушили, но проникнуть в отсек, где работал Дмитрий Самарин со своим отделением было невозможно. Было принято решение проникнуть с палубы через входной люк. И тогда было обнаружено, что весь отсек полностью выгорел и все, кто там находился — погибли. Это огромная трагедия. Молодые ребята-подводники, выбравшие для себя эту нелегкую, опасную и трудную службу, остались в чрезвычайной ситуации, под толщей вод Балтийского моря, без надежды на спасение. Но вели себя героически. До последнего сражаясь за жизнь друг друга, за спасение своего корабля, подали пример для подражания всем морякам-подводникам. Дмитрию Самарину было 20 лет… Проводить его в последний путь приехало командование Военно-морского флота России, отдав честь салютом из военных орудий. Памятник Дмитрию поставили односельчане на собранные средства, чтобы он не остался забытым.

В нашем музее хранятся похвальные письма, присланные родным Дмитрия во время его службы.

Дмитрий Самарин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *